Начало развития

Зарождение электроэнергетики в России связанно с завершением промышленного переворота в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX в. и началом модернизации экономики страны. Благодаря научным открытиям в области электричества, развитию электрической техники, электрификации объектов городской инфраструктуры и промышленных предприятий постепенно в стране стала зарождаться новая отрасль хозяйства – электроэнергетика.



1885


На Дальнем Востоке русские военные стали первыми использовать электрическую энергию
В 1885 г. на береговых батареях Владивостока для обеспечения эффективности стрельбы в ночное время русские военные инженеры установили мощные дуговые электрические прожекторы. Электричество для них вырабатывалось с помощью нескольких динамо-машин, работающих от паровых двигателей.


1890


В газете «Владивосток» появилась первая статья, посвященная вопросу электрического освещения
Автор заметки говорил, что «с введением электричества для освещения город выиграет в силе света и мало потеряет в своем бюджете».






1891


На крупнейшем в Приморской области мукомольном предприятии, принадлежавшем компании О. В. Линдгольму в с. Никольск-Уссурийском, была установлена динамо-машина
Электрический ток от нее использовался для освещения производственных помещений. Генератор работал от паровой машины мощностью 75 л.с.


1893


Первую частную электростанцию на Дальнем Востоке построил торговый дом «Кунст и Альберс» во Владивостоке. Станция обладала мощностью 125 кВт, работала с помощью одного локомобиля и освещала весь торговый центр «Кунст и Альберс». В строительство электростанции фирма вложила 43 500 руб. Позже в 1898 г. торговый дом построил рядом с электростанцией жилой трехэтажный дом, который имел электрическое освещение. В 1900 г. для увеличения мощности станции фирма заказала новые паровые машины и генератор 55 кВт из Германии.


1895

На фортах строящейся Владивостокской крепости были установлены динамо- машины для электрического освещения помещений


1895

Верхне-Амурская золотодобывающая компания одной из первых в России стала применять электрическое освещение разрезов
В том же году освещение появилось на прииске Покровского Амгунской К° в Приморском горном округе.


1896


В Амурской области на винокуренном заводе Лукина на реке Зея вспыхнули электрические лампочки
Динамо-машина приводилась в движение от парового котла мощностью 16 л.с.


1897


На одном из приисков р. Уруми в верховье Амура был впервые применен в России дражный способ обработки с использованием электрических двигателей


1897


В Амурской области на чугунно-литейном и механическом предприятии Першина был установлен электрогенератор, работающий от локомобиля мощностью 20 л.с.


1897


Представители фирмы «Кунст и Альберс» обратились во Владивостокскую городскую управу за разрешением подключать к своей генерирующей установке частных лиц, фирмы и учреждения. Торговый дом получил одобрение со стороны местных властей и стал устанавливать на городской территории электрические столбы с проводами. Электрическими услугами фирмы «Кунст и Альберс» стали пользоваться дома Лангатье, Янковского, Шевелева, а также типография газеты «Дальний Восток» и ряд магазинов. Электрический ток  отпускался абонентам по 40 коп. за кВт/ч. Это был первый опыт сбыта электрической энергии на Дальнем Востоке.


01 Февраля 1897

Состоялась первое заседание Владивостокской городской думы по вопросу об устройстве городского электрического освещения
Городская дума обратилась в министерство внутренних дел за средствами на строительство электростанции, но получила отказ.




1898


Освещение Благовещенска
В феврале статский советник инженер Станкевич в докладной записке к военному губернатору Амурской области жаловался на плохое керосиновое освещение улиц г. Благовещенска, на которые «…ночью даже опасно выходить». По мнению Станкевича «…давно бы следовало в Благовещенске, как и в других городах страны, устроить электрическое освещение».


1899


На пристани Китайской Восточной железной дороги «Красная речка» на р. Уссури было установлено электрическое освещение для производства ночных работ по загрузке и выгрузке судов


Октябрь 1899

Энергетика для военного дела
Владивостокская крепостная минная рота отработала постановку минных заграждений у Токаревской кошки с прокладкой электрического кабеля на береговую минную станцию, где находился генератор. Так, управляемые электричеством подводные мины должны были осуществлять подрыв корабля противника.





Ноябрь 1899

Военный губернатор Приморской области Н. М. Чичагов добился от правительства разрешения на электрификацию Владивостока
В своем обращении в министерство губернатор отметил, что «…мы не должны отставать в культурном отношении от других городов России, и то, что сегодня предлагает наука и техника, давно уже перестало считаться роскошью и признано предметами обыкновенного городского благоустройства».






1900


Во Владивостоке работали уже 5 частных электрических станций
«Кунст и Альберс», «Чурин и К°», Русско-Китайского банка, при гостинице и театре Циммермана и при гостинице Скидельского.







Март 1901


Хабаровская городская дума впервые поднимает вопрос об электрическом освещении города. Тогда же была создана специальная комиссия из состава членов городской управы и гласных думы, которая должна была найти решение проблемы электрического освещения улиц города.


1902

В Хабаровской артиллерийской окружной мастерской была установлена динамо-машина фирмы «Эдисона»
Она вырабатывала ток не только для электрических ламп, но вместе с двумя паровыми котлами приводила в движение станки и оборудование мастерской.




Декабрь 1902



На станции Владивосток заработала динамо-машина
Машина вырабатывала ток для освещения здания вокзала и посадочной платформы, а также для работы оборудования мастерских управления железной дороги.


1903


Заработала первая электростанция мощностью 125 кВт в паровозном депо станции Никольск-Уссурйиск


1903


Русскими военными в Порт-Артуре построена первая на Дальнем Востоке центральная электрическая станция с протяженной электросетью. Электричество использовалось не только для освещения всех фортов крепости Порт-Артур, но и для питания специальной оборонительной изгороди из 5 рядов проволоки напряжением 3000 Вольт. Примечательно, что это был самый первый опыт применения электричества русскими военными в целях обороны.


1904


На станции Первая Речка в вагоноремонтных мастерских пущена электростанция


Ноябрь 1904


Введена в эксплуатацию электростанция мощностью 300 кВт механических мастерских Владивостокского военного порта (Дальзавода). Вся территория порта вместе с сооружениями стала освещаться дуговыми фонарями и лампочками накаливания, а рабочие станки приводиться в движение электрическими двигателями.


Январь 1905


Около г. Николаевска-на-Амуре появилась электростанция расположенная в Чныррахской крепости


Март 1905


В начале года во Владивостоке электричество было проведено в здание морского штаба, морского собрания, в минно-артиллерийский городок и в морской госпиталь


Октябрь 1905


Осенью на Сучанском казенном угольном руднике на шахте № 2 пущена электростанция
Электрический свет появился на шахте рудника, на промывочной фабрике и механических мастерских. Электричество использовалось для откачки воды, вентиляции подземных выработок и лебедок. Электричеством были обеспечены также дома служащих и рабочих предприятия.  


Ноябрь 1905

Предложение о строительстве станции в г. Хабаровск
В ноябре Хабаровская городская дума рассмотрела предложение начальника Хабаровских артиллерийских мастерских полковника  Семена Николаевича Ванкова, который предлагал построить электрическую станцию для освещения города.







Февраль 1906


Хабаровская городская дума утвердила проект электростанции С. Н. Ванкова и предоставила земельный участок на берегу р. Амур. В мае началось строительство предприятия по производству электроэнергии. Генерирующее оборудование было заказано у германской фирмы «Всеобщая компания электричества».


01 Ноябрь 1906

На улице Муравьева-Амурского в г. Хабаровске вспыхнули первые электрические дуговые фонари
Первая на Дальнем Востоке электростанция общего пользования была мощностью всего 120 кВт. Станция действовала по трехфазной системе постоянного тока, линии электропередачи  имели напряжение в 500–550 В. Электроэнергия отпускалась абонентам по 40 коп. кВт/ч. К 1911 году Хабаровская электростанция обслуживала уже 50 уличных дуговых электрических фонарей и 12000 лампочек накаливания частных абонентов.


1907


Торговый дом «Кунст и Альберс» запустил во Владивостоке первый крупнейший в регионе электрический завод красок
Также фирма владела механической мастерской. Эти предприятия, на которых работало 13 электродвигателей, 21 токарный станок, 3 сверлильных и 1 точильный станок, обслуживала электростанция фирмы мощностью 180 кВт.


Апрель 1907


Началось строительство Благовещенской городской электростанции на берегу р. Амур. Строительство станции оказалось непростым делом. Собранных средств с горожан не хватило на постройку предприятия, поэтому городским властям пришлось взять строительство на себя и в конечно итоге муниципализировать предприятие. Так на Дальнем Востоке появилась первая муниципальная электростанция.


1908

Во Владивостоке открылись филиалы электротехнических германских фирм «Всеобщая компания электричества» и «Сименс»
Практически вся электротехника – от лампочек, электросчетчиков, распределителей энергии до генерирующих машин - на Дальний Восток преимущественно завозилась этими двумя фирмами.






Декабрь 1908


Запущена Благовещенская муниципальная электрическая станция мощностью 250 кВт. Для  управления предприятием при городской управе был создан специальный электрический отдел. Электроэнергия отпускалась абонентам по 30 коп. за кВт/ч.


1909


В г. Никольск-Уссурийске построена городская дизельная электрическая станция мощностью 120 кВт
Электричество пришло в общественные здания и дома зажиточных горожан.


1909


Запущена электростанция мощностью 90 кВт при Павлиновском винокуренном заводе
Завод находился в 30 км от г. Никольск-Уссурийска и принадлежал торговому дому «Н.П. Пьянкову».
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА