1910

В годы предвоенного экономического подъема практически всем муниципалитетам Дальнего Востока удалось организовать централизованное электроснабжение в городах. Электрификация способствовала росту местной экономики и изменению социально-культурного облика городов края.  Характерным явлением в развитии промышленности Дальнего Востока было более широкое использование электрической энергии. Электричество на предприятиях применялось как для освещения, так и для производственных процессов. 



1910


В п. Спасск на Спасском цементном заводе построена электростанция мощностью 100 кВт
Электрический ток вырабатывался для освещения и силовых процессов.


1910


Началось возведение нового форта Владивостокской крепости. Для проведения строительных работ была построена электростанция постоянного тока, работавшая от бензиновых двигателей. На стройке использовались бетономешалки, подъемные лебедки, камнедробилки, перфораторы и другое оборудование, работавшее с помощью электрического привода.
 

Март 1911


Началось строительство Владивостокской городской электростанции
Проект электростанции был разработан инженером С. К. Токаржевским. Станция строилась около Безымянной батареи на улице Тюремной. Договор на строительство был заключен с русским обществом «Всеобщая компания электричества».


Октябрь 1911


На крупнейшем золотом прииске Дальнего Востока была построена электростанция мощностью 300 кВт на берегу озера Чля
Прииск принадлежал американской фирме «Orsk Goldfield Ltd» на Нижнем Амуре. Станция обеспечивала работу американской драги «New York Engeneering С°», работающей на электрических двигателях.  


Февраль 1912

18 февраля Владивостокская городская электростанция мощностью 1350 кВт была пущена в постоянную эксплуатацию.
Оборудование станции состояло из 2-х водотрубных паровых котлов «Бобкок и Вилькокс» и 2-х турбогенераторов трехфазного тока по 675 кВт каждый. Электрической энергией городской станции стали пользоваться практически все учреждения, магазины, театры и кинематографы, банки, рестораны и гостиницы, жилые дома, расположенные в городе.  На 1 июня 1914 г. на учете городской электросети находилось 1785 абонентов, 32 133 электрических лампочек, 60 электрических моторов и 848 уличных ламп. Это была самая мощная  городская  электростанция, построенная на Дальнем Востоке в начале ХХ в.
 

Октябрь 1912

Во Владивостоке завершилось строительство первой трамвайной линии длинной 5,5 км
На момент открытия трамвайный парк состоял из 5 вагонов, к ноябрю этого же года из Германии поступило еще 5 вагонов. Вагоны были небольшие, деревянные, вмещавшие до 40 человек. Это был первый на Дальнем Востоке и в Сибири городской электрический трамвай.


Ноябрь 1912


На центральной электростанции Владивостокского военного порта (Дальзавода)  были установлены новые поршневые машины по 200 кВт и поршневая турбина 640 кВт. Общая мощность станции увеличилась до 1340 кВт. Станция обеспечивала электрическим током производственные цеха и заводские здания предприятия. Это была самая мощная промышленная электростанция, построенная на Дальнем Востоке в начале ХХ в.  


Декабрь 1912


В Тетюхе акционерное общество по добыче серебрено-свинцовых руд построило электростанцию, на которой работали две турбины «Всеобщая компания электричества» по 650 кВт
Общая мощность станции составляла 1300 кВт. Электростанция вырабатывала энергию для освещения подземных выработок, электрических насосов, двигателей, лебедок и т.д. Кроме того, была осуществлена электрификация рабочего поселка. Это была самая крупная частная электростанция, построенная в Дальневосточном крае в начале ХХ века.


1913


Запущена электростанция мощностью 350 кВт на Амурском металлургическом заводе Я. Чепурина в г. Благовещенске


1913


В г. Зея-на-Амуре городская управа заключила с мещанином В. С. Яворским договор на льготную аренду участка земли для строительства электростанции
Станция была построена, но  из-за небольшого числа жителей и высокой стоимости электроэнергии, к ней подключилось всего  40 абонентов.


Март 1914  


Владивостокская городская дума приняла решение увеличить мощность электростанции, расширить в 2 раза электроосветительную сеть и построить вторую линию трамвая. Для этого в июне через фирму «ВКЭ» был заказан новый турбогенератор мощностью 2250 кВт. Но начавшаяся Первая мировая война не позволила выполнить заказ – агрегат оказался захваченным в одном из турецких портов.


Август 1914

В маленьком городке в Петропавловске-Камчатском пущена первая электростанция мощностью всего 12 кВт
Она принадлежала  младшему чиновнику А. П. Жуковскому. Станция подавала энергию для освещения магазинов и частных домов на центральной улице города - Большой.


Октябрь 1914


В конце года была запущена электростанция Владивостокских временных вагоносборочных мастерских мощностью 275 кВт, обеспечивающая работу цехов предприятия
Мастерские занимались сборкой вагонов, на которых доставлялись на восточный фронт Первой мировой войны военные грузы с порта Владивосток.


Январь 1915

В январе на Дальнем Востоке газеты сообщили, что из-за войны с Германием (Первая мировая война) электрические провода подорожали в 4 раза, а электрические счетчики в 6 раз
В сентябре из-за отсутствия электросчетчиков отдел электрических сооружений Владивостокской управы объявил о прекращении приема новых абонентов.






Апрель 1915


В г. Николаевске-на-Амуре пущена городская электростанция мощностью 36 кВт


Июль 1915


На Дальневосточной железной дороге в паросиловых установках паровозных депо станций Вяземская, Хабаровск-1, Евгеньевка и Муравьев-Амурский были установлены динамо-машины для освещения. Всего на железной дороге работали 7 электроустановок общей мощностью 573 кВт.


Декабрь 1915

С 28 по 31 декабря из-за разрыва трубопровода и выхода из строя городской электростанции Владивосток оставался без электричества трое суток.
 



Ноябрь 1916


Владивостокская городская управа купила у японской фирмы «Киосинша» турбогенератор мощностью 1500 кВт за 97 564 рублей
В результате удалось реализовать план по расширению городской электростанции и довести ее мощность до 2850 кВт.  


1917


В период революций 1917 г. и Гражданской войны экономика России приходит в полный упадок, резко сокращается промышленное производство, инфляция достигает катастрофических масштабов. Энергетические предприятия страны оказались в значительной степени лишенными источников финансирования и технического обеспечения. Многие электростанции были выведены из строя или разрушены, а производство  электроэнергии в стране к 1920 г. сократилось более чем на 70 %. На Дальнем Востоке Гражданская война и разруха затянулись до октября 1922 года.


1917


К началу года на Дальнем Востоке насчитывалось 30 электростанций, из них 5 в Амурской области и 25 в Приморской области. В регионе работало уже 6 городских электростанций общего пользования суммарной мощностью почти 4600 кВт.


Февраль 1917

Особое постановление
Владивостокская дума принимает постановление, согласно которому абонентам городской электросети запрещалось иметь в квартире более 3-х лампочек и пользоваться любыми электронагревательными приборами – чайниками, утюгами, электроплитами и т.д.



Апрель 1917


Первый энергетический профсоюз
На Благовещенской городской электростанции, благодаря активным действиям энергетиков социал-демократов М. Булыканова, Г. Шалыгина и других, был установлен 8 часовой рабочий день и создан «Союз рабочих и служащих городской электростанции».


02 Октября 1917


Благовещенская городская управа вследствие острой нехватки средств на эксплуатацию городской электростанции полностью прекратила прием новых абонентов.


Февраль 1918


В г. Хабаровске была национализирована электростанция акционерного общества электрической энергии
В г. Никольск-Уссурийске насильственными действиями рабочих электростанция перешла во владение городской управы, а управляющий предприятием был изгнан.


Май 1918


На руднике Тетюхе после исчерпания всех средств по решению общего собрания рабочих и служащих все работы были прекращены
Электрическая станция была полностью остановлена. Прекратила свою работу Спасская электростанция и ряд других промышленных станций края.


Декабрь 1918


На Владивостокской городской электрической станции из-за отсутствия необходимого материала для ремонта электрических сетей потеря электроэнергии к концу года составляла 25,5 %
Оборудование электростанций не ремонтировалось и было предельно изношено. Производство электроэнергии ежегодно стало падать почти на 1 млн кВт в год.


1919


С 1 января плата за электроэнергию в городах Дальнего Востока увеличилась в 3 раза. А в августе тарифы повысились еще в 2 раза.


Август 1919


В августе на Благовещенской городской электростанции состоялась забастовка рабочих с требованием выплатить заработную плату за несколько месяцев


Октябрь 1919

Глава города Владивостока И. И. Еремеев доложил думе о катастрофическом положении дела с городским электроснабжением
Городская дума на экстренном собрании принимает решение сдать муниципальную электростанцию в долгосрочную концессию частному лицу.

 


Декабрь 1919


Значительная часть абонентов Владивостокской городской сети была переведена на питание от электростанции Дальзавода
Работающая при заводе электрическая станция стала обслуживать не только абонентов городской электросети, но и городской электрический трамвай.
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА