1920

Советское правительство с первых дней своего существования осознавало, что без создания мощной и современной энергетической базы невозможно дальнейшее развитие народного хозяйства страны. Принципиально новый этап в развитии электроэнергетики России после окончания гражданской войны начался с утверждения правительством в декабре 1920 г. плана ГОЭЛРО – государственного плана электрификации страны. Электроэнергетика определялась как одна из главных отраслей развития народного хозяйства, а электрификация – главной задачей государственной политики.


1920


В начале года частные предприниматели запустили 13 генераторов, питающих электроэнергией наиболее доходные кварталы города Владивостоке


1920

Новые инженерные решения во Владивостоке
На Дальзаводе электричеству было найдено новое технологическое применение. Директор завода В. П. Вологдин сконструировал и построил первый сварочный генератор и стал использовать электричество в промышленной сварке. При заводе был открыт первый в России электросварочный цех.





24 Марта 1920


В. И. Ленин объявил об учреждении Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Комиссия под руководством Г. М. Крижановского разработала и приняла 22 декабря план электрификации страны, в котором Дальний Восток, находящийся в тогда составе Дальневосточной республики, не учитывался.


05 Мая 1921


Артемовская ГРЭС - исторический факт
Во Владивостокскую городскую управу с интересным предложением обратились наследники Л. И. Скидельского. За  концессию они предлагали построить новую мощную электростанцию на Зыбуном (Артемовском) угольном руднике в 45 км от Владивостока. Как отмечалось в обращении: «…в перспективе эта построенная новая электростанция обеспечила бы все возрастающие потребности города в электроэнергии». Примечательно, что спустя 5 лет советские специалисты придут к такому же решению, а еще через 12 лет здесь будет запущена первая районная электростанция на Дальнем Востоке – Артемовская ГРЭС.


Октябрь 1922


На Дальнем Востоке закончилась Гражданская война и установилась Советская власть. К моменту окончания войны энергетическое хозяйство региона находилось в тяжелом состоянии. Наряду с промышленными предприятиями значительная часть электростанций (Тетюхинская, Спасская, Иманская, в Николаевске-на-Амуре и др.) были остановлены или разрушены, а на остальных (Сучанская, Никольск – Уссурийская, Хабаровская, Благовещенская, Владивостокская) продолжала работать только часть агрегатов. За 5 лет Гражданской войны на Дальнем Востоке не было построено ни одной новой мощной электростанции.


1923


На Дальнем Востоке насчитывалось 37 предприятий по производству электроэнергии
8 – в Амурской области и 29 – в Приморской области. Структура энергетики выглядела следующим образом: 4 городских электростанций общего пользования, 7 фабрично-заводских, 7 железнодорожных, 19 частных. На территории Дальневосточного края насчитывалось 674 рабочих и служащих, непосредственно занятых на предприятиях производства и передачи электрической энергии.


1924

На Владивостокской городской электростанции был осуществлен капитальный ремонт всех котлов и паротурбин
После этого станция снова смогла работать с отпуском энергии до 2775 кВт/ч, то есть на максимальную мощность. Во Владивостоке были закрыты все мелкие частные генерирующие установки, а также электростанция Дальзавода. Вся городская нагрузка была переведена на коммунальную станцию. Это позволило местным советским хозяйственным органам централизовать и стабилизировать городское электроснабжение.



08 Июня 1924


В Москве состоялась Всесоюзная конференция по электросбережению, на которой Дальневосточная секция Госплана СССР впервые озвучила проблемы развития энергохозяйства на Дальнем Востоке.


19 Декабря 1924


Приморское губернское экономическое совещание создает комиссию по электрификации края
В работе комиссии приняли участие видные ученые и специалисты - профессор В. П. Вологдин, инженеры М. Я. Чернышев и М. А. Пидате и другие. Разработанный комиссией план предусматривал строительство Южно-Приморской (Артемовской) районной электростанции мощностью 21 000 кВт и ряд других станций в Никольск-Уссурийске, Спасске и Сучане.


1925


Первые динамо-машины появились в селах Амурской области
Бочкарево, Демьяновка, Песчано-Озерск и других. В селе Толстовка электростанция мощностью 140 кВт освещала более 100 крестьянских дворов.


1925

Строительная контора «Дальстрой» осуществила капитальный ремонт зданий Владивостокской, Хабаровской, Никольск-Уссурийской и Благовещенской коммунальных электростанций.





Февраль 1926

На Владивостокской городской электростанции начались работы по установке котла «Финцер и Гемпер» мощность 500 кВт, который был специально изготовлен в 1925 г. на Дальзаводе
Это было важным моментом: оборудование для электроэнергетики стало изготавливаться на заказ местной промышленностью, а не завозиться из-за границы или центральной России, как раньше.






Апрель 1926

Вступила в строй Николаевская коммунальная электростанция, разрушенная в годы Гражданской войны


Июль 1926


На паровозоремонтном заводе в Никольск-Уссурийске мощность электростанции была увеличена в 3 раза с 127 кВт до 471 кВт
После реконструкции также были запущены предприятия с собственными электростанциями: фанерный завод «Океан», Спасский цементный завод, Уссурийский лесопильный завод, Дальсельмаш.


Октябрь 1926


В Дальневосточном политехническом институте при механическом отделении технического факультета была создана специальность – энергетика
Одним из ее первых выпускников был Иван Андреевич Журавель, успешно защитивший дипломный проект «Районная электростанция на Артемовском руднике» и ставший директором Владивостокской городской электростанции.


Апрель 1927

На Владивостокской городской электростанции установлен турбогенератора немецкой фирмы «Шкода» мощностью 2000 кВт. В результате мощность станции увеличилось почти в 2 раза с 2850 до 4850 кВт. Крупными потребителями электроэнергии станции были: Дальзавод, Уссурийская железная дорога, городской трамвай, торговый порт и ряд других предприятий города.


Ноябрь 1927


Хабаровским городским советом был поднят вопрос о расширении городской станции. В декабре того же года был заказан новый турбогенератор мощностью 300 кВт.


Декабрь 1927


В Приморье построено 7 сельских электростанций
Станции были построены во Владимиро-Александровске, Чугуевке, Ново-Киевке, Черниговке, Шкотово, Раздольном и Ольги.  



1928


Советское правительство в 1928 г. приступило к реализации задач по индустриализации страны. В связи с этим потребовалось быстрое развитие электроэнергетики как отрасли, предопределяющей техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства: промышленности, транспорта, сферы коммунально-бытовых услуг и сельского хозяйства. Поэтому по всему СССР с началом осуществления первого пятилетнего плана развернулось энергетическое строительство для создания мощной электроэнергетической базы страны.


Январь 1928


23 января Совет Народных комиссаров РСФСР поручил Госплану и ВСНХ начать работу по составлению плана электрификации Дальневосточного края. 6 марта при Дальневосточном краевом совете народного хозяйства создается сектор по энергетике и электрификации.


Март 1928


Запущена коммунальная электростанция в г. Петропавловске-Камчатском.


Октябрь 1928

Для электрификации Артемовских угольных копей была построена линия электропередач 22 кВ на деревянных опорах Владивосток–Артем протяженностью 55 км.




 

Январь 1929


На Хабаровской коммунальной электростанции запущен второй турбогенератор мощностью 300 кВт.
В Результате мощность станции возросла почти в 2 раза, составив 670 кВт.


Апрель 1929

Специальный строительный военизированный батальон приступил к сооружению Сучанской центральной электростанции проектной мощностью 5000 кВт.

КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА