Чебоксарскому району гидротехнических сооружений и судоходства — 25 лет

Четверть века минуло с момента ввода в эксплуатацию шлюзов Чебоксарского района гидротехнических сооружений и судоходства (РГСиС), входящих в состав Чебоксарского гидроузла.

 

В плане создания Волжско-Камского энергетического каскада Чебоксарский гидроузел является завершающей ступенью. Он проектировался и строился для создания единого глубоководного пути, а так же для выработки электроэнергии. Проектное задание было подготовлено Куйбышевским филиалом проектно-изыскательного и научно-исследовательского объединения «Гидропроект» им. С.Я. Жука в 1963 году. Спустя 5 лет (в 1968 году) управление Чебоксаргэссторй и специализированные организации Министерства энергетики и электрификации СССР начали строительные работы по возведению Чебоксарского гидроузла. В состав основных гидросооружений вошли здание ГЭС, совмещенное с водосбросами, водосливная плотина, ограждающая дамба аванпорта, земляная плотина, ОРУ 500 и 220 кВ, а также два быстроходных шлюза, через которые осуществляется навигация. Исходя из условий направления грузовых потоков водного транспорта, створ Чебоксарского гидроузла является одним из наиболее напряженных по грузообороту в бассейне. Именно поэтому судоходные сооружения были спроектированы как самые скоростные на Волге.

 

31 декабря 1980 года на Чебоксарской ГЭС состоялся пуск первого гидроагрегата, а весной 1981 года в режиме пусконаладочных работ судоходные шлюзы Чебоксарского РГСиС начали осуществлять судопропуск, согласно проекту, двумя нитками. За первый год навигации было произведено 9 518 шлюзований и пропущено 31 150 единиц флота. А уже через два года (в 1983 г.) были достигнуты максимальные показатели судопропуска через створ Чебоксарского  РГСиС — 13 138 шлюзований и 34 858 единиц флота. Минимальные показатели судопропуска  приходятся на 1996 год — 3 441 шлюзование и 6 527 единиц флота. Всего же за 25 лет работы сооружений через створ гидроузла было пропущено 473 644 единицы флота и осуществлено 202 444 шлюзования. При этом стотысячное шлюзование осуществлено 28 сентября 1988 года.

 

В 1981—83 гг. силами эксплуатационного персонала была произведена полная реконструкция гидроприводов механизмов судоходных шлюзов и электросхем управления, что позволяет обеспечивать надежную работу сооружений и в настоящее время.

 

Между тем, на протяжении всех 25-ти лет эксплуатации Чебоксарского гидроузла не была решена проблема его достройки. Гидроэлектростанция и судоходные гидросооружения по-прежнему работают в непроектном режиме. Осенью прошлого года в ходе визита в Чувашскую Республику министр экономразвития РФ Герман Греф заявил, что сохранение уровня Чебоксарского водохранилища на непроектной отметке в 63 м не приемлемо ни с технической, ни с экономической точки зрения. Из-за того, что уровень водохранилища на 5 м ниже проектного, на отрезке между шлюзами Нижегородского и Чебоксарского гидроузлов затруднено движение крупнотоннажного флота. По итогам поездки Германа Грефа в Чувашию, Федеральной гидрогенерирующей компании «ГидроОГК» совместно с Росречфлотом было дано поручение  подготовить и согласовать со всеми заинтересованными сторонами техническое задание на достройку Чебоксарского гидроузла. При этом позднее МЭРТ утвердил конечный перечень вариантов завершения строительства. А в феврале 2006 г. было утверждено техническое задание на разработку обоснования инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла. Обоснование инвестиций по каждому из проектов будет представлено на рассмотрение в Правительство РФ для того, чтобы выбрать оптимальный вариант достройки. Таковым будет признан тот проект, который с минимальными затратами решит проблемы обеспечения безопасного судоходства в зоне водохранилища Чебоксарской ГЭС, увеличения выработки гидростанции, минимизации экологических последствий, связанных с изменением уровня заполнения водохранилища, а также транспортную проблему Нижнего Новгорода (сейчас автомобильный транспортный поток из Центра России на Средний и Северный Урал идет транзитом через Нижний Новгород).

 

По предварительным подсчетам, поднятие уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС до проектной отметки 68 м обойдется в 50 млрд руб. При данном варианте достройки гидроузла Федеральная гидрогенерирующая компания готова профинансировать пятую часть необходимых работ (порядка 9,8 млрд руб.).

КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Уровни водохранилищ ГЭС
Волжская ГЭС
ФПУ 209.5НПУ 208УМО 20713.0620.0627.0604.0711.0718.07207.69
ФПУ 16.3НПУ 15УМО 1213.0620.0627.0604.0711.0718.0714.62
ФПУ 90НПУ 89УМО 8413.0620.0627.0604.0711.0718.0788.97
ФПУ 55.3НПУ 53УМО 45.513.0620.0627.0604.0711.0718.0752.36
ФПУ 110.2НПУ 108.5УМО 10013.0620.0627.0604.0711.0718.07108.33
ФПУ 85.5НПУ 84УМО 8113.0620.0627.0604.0711.0718.0783.84
ФПУ 103.81НПУ 101.81УМО 96.9113.0620.0627.0604.0711.0718.07100.71
ФПУ 31.4НПУ 28УМО 2713.0620.0627.0604.0711.0718.0727.79
ФПУ 540НПУ 539УМО 50013.0620.0627.0604.0711.0718.07531.96
ФПУ 113.4НПУ 113УМО 10913.0620.0627.0604.0711.0718.07112.70
ФПУ 69.5НПУ 63.3УМО 62.513.0620.0627.0604.0711.0718.0763.06
ФПУ 115.7НПУ 113.5УМО 108.513.0620.0627.0604.0711.0718.07113.47
ФПУ 263.4НПУ 256УМО 23613.0620.0627.0604.0711.0718.07253.37
ФПУ 322.1НПУ 315УМО 29913.0620.0627.0604.0711.0718.07310.68
ФПУ 457.6НПУ 451.5УМО 43213.0620.0627.0604.0711.0718.07449.24
ФПУ 274,3НПУ 274,3УМО 245.213.0620.0627.0604.0711.0718.07257.54
ФПУ 357.3НПУ 355УМО 31513.0620.0627.0604.0711.0718.07350.80
ФПУ 548.7НПУ 547УМО 52013.0620.0627.0604.0711.0718.07545.70
ФПУ 249НПУ 246УМО 23413.0620.0627.0604.0711.0718.07243.50
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok