В Госдуме прошел Круглый стол по вопросам развития гидроэнергетики России

В Москве прошел Круглый стол Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Развитие гидроэнергетики в Российской Федерации: перспективы, проблемные вопросы». В нем приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, энергетических компаний, отраслевых ассоциаций, научных и общественных организаций. С докладом выступил Председатель Правления – Генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов.

РусГидро эксплуатирует в России 64 ГЭС и ГАЭС общей мощностью 30 ГВт, что составляет 58% от общей мощности гидроэнергетики страны. Гидроэлектростанции компании вырабатывают 61% «чистой» электроэнергии в стране, ежегодно предотвращая сжигание более 55 млн тонн топлива и выброс огромного количества загрязняющих веществ в окружающую среду. ГЭС обеспечивают 95% резерва регулировочной мощности в энергосистеме, являясь ключевым элементом энергосистем России и сопредельных государств. Гидротехнические сооружения ГЭС играют ключевую роль в борьбе с паводками для защиты населения и объектов экономики от наводнений. Выработка электроэнергии на ГЭС способствует снижению цен на электроэнергию и повышению конкурентоспособности российской промышленности.

В ходе работы Круглого стола его участники подробно обсудили текущее состояние гидроэнергетики в России и проблемы, которые мешают более активному развитию отрасли.

На территории России сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает второе, после КНР, место в мире, опережая США, Бразилию, Канаду. Однако Россия использует свой гидроэнергетический потенциал достаточно скромно. Сегодня степень его освоения составляет лишь 10%. К примеру, в Канаде этот показатель составляет 32%, Китае 41%, Бразилии – 48%, а в США – 52%.

Однако, несмотря на потенциальную привлекательность, инвесторы не демонстрируют высокий уровень заинтересованности во вложениях в развитие гидроэнергетики из-за отсутствия адекватного нормативного регулирования отдельных вопросов и избыточного регуляторного воздействия со стороны контрольно-надзорных органов.

Одна из наиболее существенных проблем, как показал Круглый стол, – это проблема правового статуса водохранилищ до момента их наполнения водой, а также нормативно установленных требований по порядку их строительства и финансирования.

В соответствии с нормами Водного кодекса, заполненное водохранилище – это объект федеральной собственности, в то же время в период подготовки к наполнению с точки зрения норм Градостроительного кодекса водохранилище не является объектом капитального строительства. Это создает серьезные затруднения при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию уникального по своей правовой природе объекта – водохранилища, а также в планировании и финансировании затрат.

Для решения этой проблемы необходимо внесение изменений в градостроительное законодательство: оно должно устанавливать прозрачные и понятные для всех участников процесса процедуры принятия решений о строительстве водохранилищ, их проектировании и финансировании, выполнении строительных работ, а также приемке водохранилищ в эксплуатацию.

Еще одной проблемой в области гидроэнергетики участники Круглого стола назвали риск пересмотра контрольно-надзорными органами класса опасности гидротехнических сооружений в период функционирования ГЭС. Повышение класса опасности уже находящихся в эксплуатации гидротехнических сооружений не только требует дополнительных финансовых затрат, которые исчисляются миллиардами рублей, но и в отдельных случаях может привести к консервации или даже ликвидации ГЭС по причине технической невозможности реализации предписываемых мер.

Эта проблема также решается изменениями в законодательстве о безопасности гидротехнических сооружений, которые должны увязать основания и порядок назначения и изменения класса опасности гидротехнического сооружения с особенностями проекта и условиями эксплуатации гидроузла.

Кроме того, необходимо упорядочить процесс освоения территорий в нижних бьефах ГЭС. В результате отсутствия должного регулирования на уровне местных администраций в зонах, подверженных рискам затопления, непрерывно увеличивается количество жилой застройки в нижних бьефах ГЭС. Несмотря на целый ряд нормативных требований, данная проблема до настоящего момента не решена.

Как отметили участники обсуждения, региональные органы власти не должны допускать застройку в зонах, где возможны подтопления во время половодья.

Сегодня еще одна проблема – избыточность требований в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Законодательство обязывает собственников энергообъектов проводить сложно реализуемые и дорогостоящие мероприятия по созданию инженерно-технических средств охраны, которые могут быть заменены более современными, эффективными и простыми по исполнению решениями. Кроме того, предприятия гидроэнергетики вынуждены нести затраты по защищенности объектов транспортной инфраструктуры, проходящих по гидротехническим сооружениям.

Требуемый уровень защищенности, по мнению гидроэнергетиков, может быть обеспечен и менее затратными, но более эффективными современными техническими методами, а вопросы защищенности должны решаться собственниками объектов инфраструктуры.  

Наконец, еще одним актуальным для гидроэнергетики вопросом является вопрос расчета ущерба водно-биологическим ресурсам от строительства и эксплуатации ГЭС, а также определения справедливой стоимости компенсации нанесенного ущерба. Сегодня в оценке воздействия на окружающую среду отсутствует понятная и адекватная методология такого расчета. Использование устаревшей методики не учитывает особенности функционирования ГЭС – использование водных ресурсов без их изъятия. Это приводит к серьезному завышению ущерба и неоправданному наложению обязательств на владельцев ГЭС.

Для решения разногласий между владельцами ГЭС и регулирующими органами необходимо совершенствование нормативной и методической базы по определению ущерба водным биологическим ресурсам.

Участники Круглого стола также обсудили перспективность строительства малых ГЭС и гидроаккумулирующих электростанций – ГАЭС. Отмечены высокий потенциал строительства малых ГЭС и необходимость уточнения требований к инвестиционным проектам их строительства для повышения их привлекательности на ОРЭМ. Особое внимание было уделено перспективам увеличения доли ГАЭС в структуре генерации, как самого высокоманевренного вида генерации, который позволяет энергосистеме обеспечивать прохождения суточных пиков электропотребления.

С учетом высказанных мнений по результатам Круглого стола будет сформирован перечень рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего различные аспекты строительства и эксплуатации ГЭС. Такие шаги, по мнению участников Круглого стола, снизят административные барьеры и повысят инвестиционную привлекательность гидроэнергетики.

Информация в данном пресс-релизе может содержать оценочные или предполагаемые показатели или другие опережающие заявления, относящиеся к будущим событиям или будущей хозяйственной и финансовой деятельности ПАО «РусГидро» и/или ее дочерних и зависимых компаний. Некоторые заявления носят исключительно оценочный или прогнозный характер, и действительные события или результаты могут существенно от них отличаться. ПАО «РусГидро» не берет на себя обязательств пересматривать эти заявления с целью соотнесения их с реальными событиями и обстоятельствами, которые могут возникнуть после даты настоящего сообщения, а также отражать события, появление которых в настоящий момент разумно не ожидается.
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Уровни водохранилищ ГЭС
Волжская ГЭС
ФПУ 209.5НПУ 208УМО 20719.0826.0802.0909.0916.0923.09207.56
ФПУ 16.3НПУ 15УМО 1219.0826.0802.0909.0916.0923.0914.62
ФПУ 90НПУ 89УМО 8419.0826.0802.0909.0916.0923.0988.08
ФПУ 55.3НПУ 53УМО 45.519.0826.0802.0909.0916.0923.0951.74
ФПУ 110.2НПУ 108.5УМО 10019.0826.0802.0909.0916.0923.09106.97
ФПУ 85.5НПУ 84УМО 8119.0826.0802.0909.0916.0923.0983.71
ФПУ 103.81НПУ 101.81УМО 96.9119.0826.0802.0909.0916.0923.09100.18
ФПУ 31.4НПУ 28УМО 2719.0826.0802.0909.0916.0923.0927.72
ФПУ 540НПУ 539УМО 50019.0826.0802.0909.0916.0923.09537.14
ФПУ 113.4НПУ 113УМО 10919.0826.0802.0909.0916.0923.09112.70
ФПУ 69.5НПУ 63.3УМО 62.519.0826.0802.0909.0916.0923.0963.10
ФПУ 115.7НПУ 113.5УМО 108.519.0826.0802.0909.0916.0923.09113.23
ФПУ 263.4НПУ 256УМО 23619.0826.0802.0909.0916.0923.09255.04
ФПУ 322.1НПУ 315УМО 29919.0826.0802.0909.0916.0923.09312.73
ФПУ 457.6НПУ 451.5УМО 43219.0826.0802.0909.0916.0923.09450.76
ФПУ 257.6НПУ 254.5УМО 245.219.0826.0802.0909.0916.0923.09261.61
ФПУ 357.3НПУ 355УМО 31519.0826.0802.0909.0916.0923.09354.45
ФПУ 548.7НПУ 547УМО 52019.0826.0802.0909.0916.0923.09545.87
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok