Проект по поднятию Чебоксарского водохранилища до 68 отметки будет доработан

ОАО «РусГидро» направило в адрес заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и трех субъектов Российской Федерации, на территории которых расположено Чебоксарское водохранилище, проект технического задания на разработку проектной документации по проблеме Чебоксарского гидроузла.

Как уже сообщалось, 21 апреля текущего года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение о принятии предложения Минэкономразвития России, согласованного с Минприроды России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минэнерго России и Правительством Чувашской Республики, о подготовке в 2010 году изменений в проектную документацию «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге», предусматривающих возможность установления нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 68 метров.

Проект на строительство Чебоксарской ГЭС был разработан Куйбышевским филиалом «Гидропроекта» в 1963 году. В январе 1967 года его утвердил Совет Министров СССР. Пуск первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС был осуществлен при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища (61,0 м) 31 декабря 1980. В целях обеспечения навигации весной 1981 г. уровень был повышен до 63 м. При этом окончательный срок работ по зоне затопления водохранилища до проектной отметки 68 м был запланирован на 1987 год. Однако в связи с недостаточным финансированием работ из государственного бюджета, неполной готовностью зоны затопления и незавершенными работами по защите земель и населенных пунктов, в основном на территории Нижегородской области и Республики Марий Эл, реализация проекта была приостановлена.

Строительство защитных сооружений в зоне Чебоксарского водохранилища до настоящего времени не завершено, и Чебоксарская ГЭС эксплуатируется в непроектном режиме. При этом не достигнута основная цель строительства Чебоксарской ГЭС — создание единого глубоководного пути на реке Волге, позволяющего обеспечить стратегически важную транспортную схему для крупнотоннажного судоходства.

Мощность станции при нынешней отметке составляет 820 МВт вместо проектной 1400 МВт, а среднегодовая выработка — 2,1 млрд кВт·ч вместо 3,5 млрд кВт·ч, предусмотренных проектом.

В результате непроектной эксплуатации гидроузла происходит разрушение объектов инженерной защиты, подтапливаются территории и населенные пункты, прогрессируют эрозивные процессы, продолжает ухудшаться санитарное состояние водохранилища. В условиях низких уровней воды в водохранилище (на отметке 63 метра) объем водохранилища не обеспечивает естественного самоочищения водоема, и, в то же время, при этом уровне почти 30 % площади водохранилища занято мелководьями с глубинами менее 2 метров, что вызывает дополнительное ухудшение качества воды за счет «цветения» в теплое время года. Прогрев воды в летний период вызывает бурное развитие сине-зеленых водорослей (фитопланктон), высшей водной растительности и анаэробных бактерий в зимний период, что негативно отражается на качестве воды.

По обобщенным данным Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, санитарно-эпидемиологическая и экологическая ситуация в акватории водохранилища ухудшается также за счет трансграничного переноса сточных вод и загрязняющих веществ, в первую очередь, по рекам Волга и Сура из соседних с Чувашской Республикой регионов.

Только с территории Нижегородской области за год в водохранилище сбрасывается около 260 млн куб. метров загрязненных сточных вод, тогда как с территории Чувашской Республики — около 17 млн куб. метров. При этом средства, выделяемые территориями из региональных бюджетов на осуществление природоохранных мероприятий, не сопоставимы с объемами сбросов. Загрязнение органическими веществами привело к появлению в воде посторонних запахов свыше 3 баллов и увеличению цветности в 2 раза. И все это в условиях, когда Чебоксарское водохранилище является источником водоснабжения крупных населенных пунктов Чувашской Республики с общей численностью населения свыше 600 тыс. человек.

Согласно отчетам министерства природным ресурсов Чувашской Республики, качество воды в реке Волге на территории республики не соответствует гигиеническим нормативам по ряду санитарно-химических и микробиологических показателей.

Существует обращение участников совместного совещания Общественного совета Астраханской области, Общественной палаты Волгоградской области, Общественного совета граждан Республики Калмыкия и представителей органов государственной власти этих трех регионов к Правительству РФ о необходимости наполнения Чебоксарского водохранилища до проектной отметки. Ведь поднятие уровня водохранилища до проектной отметки позволило бы обеспечить дополнительные 5 куб. км воды и улучшить водообеспечение Волго-Ахтубинской поймы, у которой потребность в воде будет только расти в случае, если прогнозы ряда специалистов о наступлении маловодной фазы на Волге оправдаются.

Цель проекта завершения строительства Чебоксарского гидроузла с отметкой НПУ 68 метров носит общегосударственный характер и позволит получить значительный мультипликативный эффект.


Справка: 

* Подъем уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки НПУ 68 м позволит в значительной мере решить экологические проблемы:

∙ сократится площадь мелководий;
∙ увеличится водообмен;
∙ появится резервный запас пресной воды;
∙ улучшится водообеспечение Нижней Волги и Волго-Ахтубинской поймы;
∙ водорегулирование всего Волжско-Камского каскада гидроузлов;
∙ сократятся паводковые затопления в нижнем бьефе;
∙ уменьшатся затраты на очистку воды, чтобы сделать ее пригодной для хозяйственно-бытовых нужд, в том числе для питья.

КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Уровни водохранилищ ГЭС
Волжская ГЭС
ФПУ 209.5НПУ 208УМО 20715.1022.1029.1005.1112.1119.11207.80
ФПУ 16.3НПУ 15УМО 1215.1022.1029.1005.1112.1119.1115.05
ФПУ 90НПУ 89УМО 8415.1022.1029.1005.1112.1119.1188.95
ФПУ 55.3НПУ 53УМО 45.515.1022.1029.1005.1112.1119.1152.78
ФПУ 110.2НПУ 108.5УМО 10015.1022.1029.1005.1112.1119.11108.26
ФПУ 85.5НПУ 84УМО 8115.1022.1029.1005.1112.1119.1183.99
ФПУ 103.81НПУ 101.81УМО 96.9115.1022.1029.1005.1112.1119.11101.65
ФПУ 31.4НПУ 28УМО 2715.1022.1029.1005.1112.1119.1128.08
ФПУ 540НПУ 539УМО 50015.1022.1029.1005.1112.1119.11533.73
ФПУ 113.4НПУ 113УМО 10915.1022.1029.1005.1112.1119.11112.71
ФПУ 69.5НПУ 63.3УМО 62.515.1022.1029.1005.1112.1119.1163.14
ФПУ 115.7НПУ 113.5УМО 108.515.1022.1029.1005.1112.1119.11113.24
ФПУ 263.4НПУ 256УМО 23615.1022.1029.1005.1112.1119.11254.41
ФПУ 322.1НПУ 315УМО 29915.1022.1029.1005.1112.1119.11314.61
ФПУ 457.6НПУ 451.5УМО 43215.1022.1029.1005.1112.1119.11447.57
ФПУ 274,3НПУ 274,3УМО 245.215.1022.1029.1005.1112.1119.11272.12
ФПУ 357.3НПУ 355УМО 31515.1022.1029.1005.1112.1119.11351.50
ФПУ 548.7НПУ 547УМО 52015.1022.1029.1005.1112.1119.11543.78
ФПУ 249НПУ 246УМО 23415.1022.1029.1005.1112.1119.11241.82
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok