Маловодье на Волге 2015

Сток Волги – основного источника воды в Каспийском море  колеблется вокруг отметки примерно в 250 кубокилометров в год. Колебания могут быть значительными и достигать 100 кубокилометров воды. В случае, если сток воды оказывается существенно ниже 250 кубокилометров, можно говорить о периоде маловодья.

Великая Волжская сушь | Блог РусГидро


Сток Волги более чем наполовину определяется зимними осадками. Дело в том, что летние осадки – более обильные, чем зимние – в значительной степени уходят на испарение с поверхности земли, сумма которого на территории водосбора превышает речной сток более чем в два с половиной раза (и доходит до 650 кубокилометров в год). Зимние же осадки в обычных условиях, в основном, разгружаются в притоки Волги во время весеннего половодья.


Однако из-за того, что сравнительно сухой год с теплой зимой, каким был 2014, заметно снизил уровень грунтовых вод практически на всей территории водосбора Волги, паводковые воды остаются на месте – то есть уходят не в реки, а в грунт. В связи с этим половодье 2015 года является практически незаметным.


На Верхней Волге уже принято решение о том, что второй год подряд весной не будут открыты холостые водосбросы на Рыбинской ГЭС – крупнейшее регулирующее водохранилище бассейна по-прежнему не заполнено до НПУ. В связи с низкой приточностью Рыбинская ГЭС не работает с 19 апреля 2015 года и по указанию Росводресурсов период остановки Рыбинской ГЭС (входит в Каскад Верхневолжских ГЭС) продлен до 16 мая. Прошлый, 2014 год, выдался экстремально маловодным, что не позволило наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки, в результате к весне 2015 года запасы воды в водохранилище находились на низком уровне. Остановка станции в условиях маловодья позволяет увеличить интенсивность наполнения Рыбинского водохранилища, что необходимо для обеспечения водоснабжения и судоходства.


До возведения Волжско-Камского каскада ГЭС в случае волжского маловодья практически гарантированно наступала засуха на Нижней Волге – в летне-осеннюю межень расходы реки падали до минимума, не способного обеспечить ни водоснабжение сельского хозяйства, ни даже жилищно-коммунального. Только за счет существования крупных водохранилищ многолетнего регулирования сейчас эта проблема жилищно-коммунального хозяйства решена практически повсеместно. Однако ряд других проблем не может быть решен при существующей ныне конфигурации водохранилищ.


Дело в том, что строительство большей части ГЭС и водохранилищ Волги пришлось на маловодный период, завершившийся в 1978 году достижением Каспийским морем отметки -29 метров. В семидесятые годы 20 века процесс обмеления Каспия воспринимался как катастрофический, и чтобы остановить его, были разработаны проекты переброса части стока рек, впадающих в Северный Ледовитый Океан, в Волгу, а также реализован проект перекрытия залива Карабогаз-гол.


Однако возникшая в 1979 году тенденция повышения уровня Каспия, ряд многоводных годов, усилия общественности и изменение финансово-политической ситуации в стране привели к тому, что два водохранилища Волжско-Камского каскада – Чебоксарское и Нижне-Камское – не были подготовлены к заполнению до проектных отметок. В настоящее время они находятся на непроектных уровнях и не имеют регулирующей емкости.


Причины такого изменения стока Волги и, соответственно, уровня Каспия, являются в первую очередь природными. Не существует точной математической модели, описывающей поведение волжско-каспийской системы, тем более – способной предсказывать сток Волги на средне- и долгосрочный период. С учетом того, что за последние два тысячелетия диапазон уровней Каспийского моря имеет разброс в 20 метров, а за последние 100 тысяч лет – в 200 метров (от +50, при котором Каспийское море соединяется с мировым океаном через Кумо-Манычскую впадину и Азовское море, до -150 метров, при котором северная часть Каспия высыхала), влияние природных факторов на этот процесс невозможно переоценить.


В связи с этим задача человека состоит в минимизации воздействия природных факторов на нашу жизнедеятельность, а это возможно только при постоянном контроле за этими факторами и действиях превентивного характера, в частности – гидротехнического характера. Они должны учитывать снова проявившуюся в двадцать первом веке тенденцию к понижению уровня Каспийского моря, которое пока не ушло ниже отметок 1978-1979 года, но постепенно движется в этом направлении.


Снижение водостока в последние годы, кстати, характерно не только для Волги, но и для некоторых других рек, впадающих в Каспий. В частности, существенное падение водостока Урала, который 85% своей воды собирает на территории РФ, после чего уходит на территорию Казахстана и впадает в море уже там, вызвало в 2013 году обращение государственных органов этой республики о желательности переброски части стока Волги в Урал – по мнению казахской стороны, этот вопрос оговаривался при строительстве водохранилищ на обеих реках.


В России на государственный уровень вопросы маловодья Волги снова вышли в 2006 году. Маловодье того года было сравнительно неожиданным и вскрыло много слабых мест в организации водозаборов населенных пунктов, транспорта, рыболовецкой отрасли и так далее. Столкнувшиеся с новыми для себя проблемами организации вместо серьезного анализа произошедшего занялись поиском виноватых и попыткой возместить за счет этих гипотетических виноватых природный по своей сути ущерб.


И тем не менее здравые голоса раздавались – в первую очередь голоса ученых. Вот цитата из заключения 2006 года Государственного института прикладной экологии России: «Выполненный анализ и расчеты позволяют предположить, что многоводный период устойчивого превышения нормы годового стока в Волго-Камском бассейне заканчивается. Наступает период стабилизации стока с некоторым понижением его средних величин, а после 2010 года следует ожидать устойчивое снижение стока реки, подобное тому, что имело место в 1966-1977 годах. В складывающихся условиях снижения водных ресурсов регулирование, причем очень жесткое, сможет обеспечить лишь проектное гарантированное водообеспечение хозяйственных объектов без явных провалов. Но эти гарантированные величины на 20-50 процентов ниже тех, которые мы могли себе позволить последние 15-20 лет».


Сейчас, через девять лет после этой публикации, мы можем говорить о двух вещах. За эти девять лет у Волги были как мало-, так и многоводные годы, но если говорить об общей тенденции, то она скорее маловодная. Во-вторых, за эти девять лет ничего существенного в направлении повышения способности человека регулировать характеристики стока Волги не сделано. Из-за сопротивления местных элит – особенно нижегородских – утоплен в согласованиях вопрос о доведении Чебоксарского водохранилища до проектного уровня. Аналогично обстоит дело и с Нижне-Камским водохранилищем.


В результате государство по-прежнему должно выбирать из двух зол меньшее – или обеспечивать хорошие условия для нереста в Волго-Ахтубинской пойме, сбрасывая для этого воду из расположенных выше водохранилищ в ограниченный период времени, или же сохранить эту воду в водохранилищах и гарантировать работу водозаборов населенных пунктов – а среди них есть города-миллионники – на протяжении всего года. Речь идет об одной и той же воде. В условиях нынешнего маловодья, по масштабу более опасного, чем в 2006 году, другой воды просто может не быть, и даже обильные дожди, если они будут идти первую половину лета, вряд ли смогут существенно изменить ситуацию.


По опыту прошлого года, условия маловодья в верхней части Волги привели к тому, что были значительно сокращены сбросы из Рыбинского и Горьковского водохранилищ, что существенно замедлило прохождение кораблей на мелководном участке Волги ниже шлюзов Нижегородской ГЭС. В то же время сравнительно большой запас снега в бассейне Камы и успешное весеннее заполнение камских водохранилищ гарантировали высокую водность Камы и компенсировали недостаток воды, приходящей из Верхней Волги в Среднюю и Нижнюю.


Регулирование водных режимов


Режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуск паводков на ГЭС устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Оно устанавливает режим наполнения и сработки водохранилищ с учетом рекомендаций Межведомственной рабочей группы, в состав которой входят представители МЧС РФ, Минсельхоза, Росрыболовства, Росморречфлотом, ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы", органов исполнительной власти субъектов Федерации и др.


Решение по тому, как в этом году использовать накапливаемую в водохранилищах воду, принимается на основании сопоставления множества факторов, среди которых выработка электроэнергии ГЭС находится на одном из последних мест. По сравнению с более ранними и более многоводными годами, эта выработка заметно просела уже в прошлом году и, как ожидается, и в этом не сможет достичь средних показателей.


Режимы работы ГЭС устанавливаются таким образом, чтобы соблюсти интересы всех заинтересованных водопользователей, при этом выработка электроэнергии не является главным приоритетом. В первую очередь учитываются потребности в обеспечении водой населения, сельского хозяйства, транспорта, рыбного хозяйства, и только потом – энергетиков.


Если бы гидроэнергетика была обычным бизнесом, ставящим во главу угла прибыль, снижение выработки стало бы поводом для роста цены на электроэнергию или же обращений к государству по поводу понесенных убытков в связи с природными условиями. Однако для отечественной гидроэнергетики главное – это безопасность людей, в том числе от таких явлений, как маловодье и засуха. Поэтому ГЭС неукоснительно выполняют требования БВУ ФАВР.  

КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Уровни водохранилищ ГЭС
Волжская ГЭС
ФПУ 209.5НПУ 208УМО 20710.0717.0724.0731.0707.0814.08207.56
ФПУ 16.3НПУ 15УМО 1210.0717.0724.0731.0707.0814.0814.71
ФПУ 90НПУ 89УМО 8410.0717.0724.0731.0707.0814.0888.38
ФПУ 55.3НПУ 53УМО 45.510.0717.0724.0731.0707.0814.0852.56
ФПУ 110.2НПУ 108.5УМО 10010.0717.0724.0731.0707.0814.08108.09
ФПУ 85.5НПУ 84УМО 8110.0717.0724.0731.0707.0814.0883.73
ФПУ 103.81НПУ 101.81УМО 96.9110.0717.0724.0731.0707.0814.08100.99
ФПУ 31.4НПУ 28УМО 2710.0717.0724.0731.0707.0814.0827.70
ФПУ 540НПУ 539УМО 50010.0717.0724.0731.0707.0814.08536.77
ФПУ 113.4НПУ 113УМО 10910.0717.0724.0731.0707.0814.08112.75
ФПУ 69.5НПУ 63.3УМО 62.510.0717.0724.0731.0707.0814.0863.12
ФПУ 115.7НПУ 113.5УМО 108.510.0717.0724.0731.0707.0814.08113.49
ФПУ 263.4НПУ 256УМО 23610.0717.0724.0731.0707.0814.08251.92
ФПУ 322.1НПУ 315УМО 29910.0717.0724.0731.0707.0814.08311.59
ФПУ 457.6НПУ 451.5УМО 43210.0717.0724.0731.0707.0814.08450.12
ФПУ 257.6НПУ 254.5УМО 245.210.0717.0724.0731.0707.0814.08247.18
ФПУ 357.3НПУ 355УМО 31510.0717.0724.0731.0707.0814.08354.95
ФПУ 548.7НПУ 547УМО 52010.0717.0724.0731.0707.0814.08546.89
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok