Третья «Школа гидроэнергетика», 16-17 сентября 2010 г., Нижегородская область

«В IV квартале 2010 года ОАО «РусГидро» планирует начать разработку проектной документации повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68,0 м». Об этом заявил директор по технической политике ОАО «РусГидро» Расим Хазиахметов в Нижнем Новгороде на выездной «Школе гидроэнергетика», организованной для представителей региональных и федеральных СМИ. «Завершить подготовку проекта, отметил он, РусГидро намерено в 2011 году, далее последует государственная экспертиза». По предварительным данным на реализацию проекта потребуется около 5 лет.

Расим Хазиахметов подчеркнул, что в настоящее время у регионов, на территории которых расположено Чебоксарского водохранилище, уже есть осознание, что проект имеет общефедеральный масштаб и не замыкается в рамках трех субъектов Российской Федерации. Увеличение мощности Чебоксарской ГЭС почти на 600 МВт (с 820 МВт до 1404 МВт) - лишь одно из оснований для повышения уровня водохранилища до отметки 68,0 метров. Воплощение проекта позволит достичь первоначально поставленных целей, главными из которых являются решение вопроса о создании единого глубоководного пути по международному транспортному коридору «Север-Юг» и минимизация последствий засух и наводнений. Параллельно будут решены экологические проблемы.

Об этом заявили и проектировщики. Как отметил директор Департамента перспективных проектов ОАО «Инженерный центр «Энергетика Поволжья» Евгений Калинкин, проект завершения строительства Чебоксарского гидроузла с отметкой НПУ 68,0 м позволит получить значительный положительный эффект. Прежде всего, речь идет об улучшении экологического состояния как самого водохранилища, так и Нижней Волги. Это будет достигнуто за счет уменьшения площади мелководий, сокращения трансграничного переноса загрязняющих веществ, увеличения водообмена, будет создан резервный запас пресной воды, улучшится водообеспечение Нижней Волги и Волго-Ахтубинской поймы.

Экономический эффект будет достигнут за счет увеличения грузооборота крупнотоннажных судов (сейчас 10 млн т., к 2025 году - 29 млн т.), сокращения убытков от простоя судов при прохождении шлюзов (потери за навигацию составляют 1590 млн ткм), увеличения мощности электростанций в ЕЭС Европейской части Российской Федерации на 600 МВт и среднегодовой выработки - на 1,24 млрд кВтч.

Немаловажное значение имеет и решение ряда социальных проблем: предусмотрено увеличение числа рабочих мест для проведения работ по зоне водохранилища, благоустройства прибрежной территории по всей зоне водохранилища, решатся проблемы водоснабжения на прилегающей территории. Окончательное воплощение проекта позволит создать полезную емкость водохранилища и регулировать сток Волжского бассейна в интересах водного транспорта, сельского и рыбного хозяйства, повысить безопасность гидротехнических сооружений, снизить последствия паводковых затоплений в нижнем бьефе Чебоксарского гидроузла.

По словам главного инженера проекта ОАО «Инженерный центр Энергетики Поволжья» Александра Давыдова, проект поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68,0 является наиболее оптимальным и максимально возможным. Он предусматривает дополнительные берегоукрепительные работы, усиление существующей инженерной защиты, в том числе объектов культурного наследия, глубинные работы по восстановлению дренажной системы Нижнего Новгорода.

В зоне водохранилища остались недостроенными защитные сооружения береговой зоны, некоторые инженерные защиты работают по временной схеме - без насосных станций. В случае прохождения расчетных паводков при существующей отметке водохранилища 63,0 незащищенные территории и населенные пункты будут подтоплены или затоплены. До построенных причалов и набережных вода так и не дошла, из-за чего остались необустроенными пойменные земли, которые по проекту предусматривалось защитить и обеспечить постоянным поливом. Кроме того, отдельным разделом в проекте значится решение транспортной проблемы Нижнего Новгорода.

В рамках «Школы гидроэнергетика» разработчики проекта представили участникам подробный анализ гидрологических и эколого-социальных аспектов проблемы. Самый волнующий для нижегородцев вопрос затопления иллюстрировался не только цифрами и схемами - на протяжении участка от слияния Волги с Окой до города Кстово журналисты с теплохода могли наблюдать уже построенную, но неэффективную при существующем уровне, инженерную защиту берегов. Наглядно демонстрировалась и проблема судоходства: на нескольких отрезках реки в это время шли дноуглубительные работы, на особо мелких участках ощутимо замедлялся ход, суда проходили проблемные места поочередно.

КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА